Восстановление бухгалтерского учета: причины, порядок, способы

Восстановление бухгалтерского учета: причины, порядок, способыВедение налогового и бухгалтерского учёта является непосредственной обязанностью всякого хозяйствующего субъекта. В действительности бухучёт может либо вообще не проводиться, либо проводится с серьёзными нарушениями. К чему приводит такая халатность и какие бывают последствия?

Когда требуется восстановление системы бухгалтерского учёта

  1. Бухгалтерская деятельность вообще не велась в течении длительного периода.
  2. Выявление множества ошибок, которые не отражают истинную финансовую ситуацию.
  3. В результате замены старого некомпетентного бухгалтера на нового.
  4. Если бухгалтер в прямом смысле слова убежал с работы. Бывают случаи, когда обиженный сотрудник, желая навредить начальству, уходит вместе с документами.
  5. По причине утраты данных из-за пожара, кражи и др. форс-мажорных обстоятельств.

Заказать услугу по восстановлению бухгалтерского учёта можно на сайте https://ubs-nik.com.ua/content/item/27

Процедуру восстановления условно разделяют на два вида:

  • Частичное. Применяют при восстановлении определённых  участков бухучёта, например банковских операций.
  • Полное. Сложная процедура, требующая особого профессионализма. В этом случае проводится глубокий анализ, с последующей обработкой всей первичной документации.

Цель восстановления бухгалтерского учёта:

  1. Создание основой структуры, которая может быть использована в работе последующими бухгалтерами.
  2. Недопущение ареста банковских счетов.
  3. Получение положительной оценки со стороны аудиторской компании.
  4. Беспрепятственное прохождение налоговых проверок.

Уклонение от уплаты налогов или умышленная уплата заниженных сумм может повлечь за собой административную, а иногда уголовную, ответственность (подробно в ст. 199 УК РФ).

Отсутствие в компании профессионального бухгалтера напрямую коррелирует с правильностью составления бухучёта, что приводит не только к высокой необходимости восстановления бухгалтерских документов, но и отрицательно сказывается на функционировании всего бизнеса. «Мутная» бухгалтерия создаёт проблемы с кредиторами, партнёрами и клиентами.

Порядок восстановления бухгалтерского учёта

В зависимости от масштаба утраты сведений, на восстановление бухгалтерии может потребоваться от двух недель до нескольких месяцев. Работа проводится в несколько этапов.

Этап 1. Проведение аудита. Сначала проводится анализ имеющихся документов, выявление ошибок, благодаря чему формируется понятная картина по составлению плана восстановления учёта.

Этап 2. Планирование. На этом этапе определяется объём намеченных работ, обговариваются сроки и место выполнения.

Этап 3. Восстановительные работы. Подлежат восстановлению: договора, счета-фактуры, накладные, акты, кассовые чеки. После чего формируются новые регистры бухучёта.

Этап 4. Подготовка к сдаче бухгалтерской отчётности. Когда документы отредактированы и восстановлены, можно отчитаться перед налоговой. Информация по остаткам на бухгалтерских счетах производится посредством сверки с контрагентами. После заполняются декларации для сдачи в налоговую, уплачивают налоги и штрафы.

Этап 5. Рекомендации по не допущению утраты документов. После восстановления бухучёта, важно не допустить повторения ошибок в будущем. Для этого даются конкретные практические советы по оптимизации и сохранению бухгалтерской отчётности.

Способы восстановления бухучёта

  1. Доверить работу собственному бухгалтеру. Конечно можно понадеяться на своих сотрудников, при этом сэкономив деньги, но результат может оказаться не очень хорошим. Ведь если старый бухгалтер «запорол» документацию, то его компетентность автоматически оказывается под вопросом.
  2. Пригласить нового сотрудника. Этот вариант так же менее затратный, чем если воспользоваться услугами посреднической фирмы. Однако и тут есть минусы: во-первых, довольно трудно проверить профессионализм только что нанятого работника, во-вторых, его знаний всё равно может не хватить на выполнение столь трудоёмкой работы как восстановление бухгалтерского учёта. К тому же новенькому бухгалтеру потребуется значительное время, чтобы детально вникнуть в работу компании.
  3. Обратиться за помощью в специализированную фирму. Услуги по восстановлению бухгалтерского учёта предоставляют аудиторские и консалтинговые компании, а так же организации, занимающиеся исключительно бухгалтерской деятельностью. Большинство таких фирм дают гарантию качества выполненных работ, что прописывается в договоре перед началом выполнения работ.

На восстановление бухгалтерского учёта не нужно экономить, так как неграмотная работа может привести к ещё большим затратам.