Ситуация на рынке грузоперевозок в России

Ситуация на рынке грузоперевозок в РоссииГлобальный кризис отражается на всех видах бизнеса, в том числе и на грузоперевозках. Структура рынка включает в себя пять каналов для транспортировки: автомобильный транспорт, железные дороги, авиа перевозки, водный транспорт и трубопроводы.

С точки зрения предпринимательства, в частности малого бизнеса, трубопроводная и воздушная транспортировка практически не имеют значения, так как по трубам в основном перемещают углеводороды (сфера подконтрольна государству), а доля авиа перевозок не превышает 1%.

Структура рынка грузоперевозок на 2015 год

Информация на диаграмме представлена с учётом как внутренних, так и внешних грузоперевозок.

Только 4% грузов перевозят автотранспортом, и на текущий момент существует тенденция сокращения доли грузоперевозок по дорогам, а связано это со следующими причинами:

  • увеличение налоговой нагрузки;
  • сложности при обновлении автопарка;
  • требования повышения зарплаты дальнобойщиками.

Железнодорожные перевозки занимают столь значительный сегмент рынка в связи с низкой стоимостью транспортировки 1 тонны груза, а так же выгодными тарифами при международном сотрудничестве. Предпочтение железным дорогам отдают такие сектора как горнодобывающая и перерабатывающая промышленность, а так же тяжёлое машиностроение.

Что касается перемещения грузов по воде, то это направление в основном задействуют во внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на не достаточно развитую дорожную сеть, автоперевозки имеют ряд преимуществ:

  • груз можно доставить непосредственно по адресу;
  • оперативность исполнения;
  • высокая степень сохранности груза.

В 2015 году была введена так называемая система Платон, которая подразумевает взимание платы с грузовиков, чья масса превышает 12 тонн. Последствия такого нововведения можно наглядно увидеть на диаграмме ниже.

Диаграмма грузоперевозок в 2014-2015 гг.

Введение новых «поборов» и рост действующих налогов приводит не только к упадку в сфере грузоперевозок, но и создаёт инфляцию. Важно понимать, что в конечную стоимость товаров закладываются абсолютно все расходы, включая затраты на их доставку.

В целом экономическая ситуация по стране ухудшается, и существенное влияние конечно же оказали санкции. Российский рубль переживает кризис, что отражается на платёжеспособности заказчиков грузоперевозок, т.е. значительно возросли риски неуплаты за выполненные услуги. Растут отсрочки по платежам, и задержкой в 90 дней сейчас уже никого не удивишь.

Что касается экспорта, то тут тоже всё печально. Как оказалось, кроме природных ресурсов, вывозить особо и нечего.

Грузоперевозки по России распределены не равномерно, диаграмма ниже показывает округа с наибольшей и наименьшей плотностью.

Распределение объёмов грузоперевозок по округам в натуральном выражении, млн тонн

Выводы

Серьёзный удар по международным грузоперевозкам оказали санкции. Наша страна имеет большую протяжённость, поэтому восстановлению рынка может поспособствовать развитие внутренних перевозок. Однако это возможно только в случае искоренения коррупции, строительства качественной дорожной инфраструктуры и замедления темпов стагнации экономики. Если говорить объективно и здраво смотреть на текущие реалии, то быстрая реализация всех перечисленных факторов просто не возможна.