Сальниковая набивка это уплотнитель, который используют в механических агрегатах с целью предотвращения утечек.
Например в насосах на вал двигателя наматывают уплотнитель, что бы перекачиваемая жидкость на вытекала наружу.
Сальниковая набивка похожа на обычную верёвку, только она сделана из особых материалов, выдерживающих сильное трение, высокие температуры и химическое воздействие агрессивных сред.
Обычно уплотнитель имеет квадратное сечение, его выпускают в виде колец или на катушках. Материалы для изготовления: животные, растительные, минеральные, синтетические, металлические волокна Наиболее распространённые-тканевые. Лён-растительное волокно, использовалось в качестве стандарта в промышленности долгое время.
Среди множества уплотнителей, сегодня можно выделить сальниковую набивку Герморум, изготовленной из графитового волокна. В качестве армирующего материала в ней используют инконель.
На что нужно обращать внимание при выборе сальникового уплотнителя?
- диапазон рабочих температур;
- давление уплотнения;
- величина скорости вращения вала;
- свойства жидкости (проверка на совместимость).
Сальниковая набивка должна удерживать жидкость внутри агрегата, однако сильный её прижим к валу создаёт проблемы.
→ Уплотнитель создаёт дополнительную нагрузку на вал, что поражает трение, которое нужно отводить, что бы металл не изнашивался.
→ Сальник не обеспечивает 100% герметизацию, протекания всё равно имеются, но они не значительные.
Если речь идёт не о задвижках, а о насосах, где возникают сильные трения, то не значительные утечки даже необходимы с целью охлаждения уплотнителя, иначе он просто сгорит и перестанет выполнять свои функции. Для синтетических материалов норм по утечкам около 30 капель в минуту.
Ещё одна проблема, с которой можно столкнуться, это износ вала. В местах контакта сальниковой набивки и поверхности цилиндра образуются оксиды, мелкие частички врезаются в уплотнитель, что приводит к появления прорезей на поверхности вала. В последствии его приходится менять. Однако сейчас используют так называемые рукава, которые надевают на вал, и в случае необходимости заменяют на новые.
Сальниковые набивки нужно периодически проверять на утечки, так как смазка со временем выдавливается из уплотнителя. Так же обслуживающий персонал должен регулировать жёсткость затяжки.