Как открыть банк: краткая инструкция

Как открыть банк: краткая инструкцияГлавной отличительной особенностью открытия банка является необходимость в наличии большого стартового капитала, а так же специальных знаний. Учитывая особенности российского законодательства, можно сделать вывод, что наиболее оптимальным вариантом будет покупка банка, а не создание бизнеса с нуля.

Выбор формата банковского учреждения

→Расчётный банк занимается обслуживанием небольшого числа клиентов, это может быть вообще только один крупный клиент.

→Рыночные банки специализируются на установлении и поддержании межбанковских отношений. Существенная доля их активов это спекулятивные инструменты (ценные бумаги), привлечённые из иных кредитных учреждений.

→Кредитные организации. Наибольшая доля активов представлена заёмными средствами.

→Розничные организации предоставляют широкий спектр услуг в финансовой сфере, совмещая в себе особенности выше описанных банковских учреждений (на рынке таких большинство).

Документы для открытия банка

Всё начинается с регистрации субъекта предпринимательской деятельности (может быть открытое или закрытое акционерное общество). На основании ОКПД 2 банковская деятельность подразумевает предоставление финансовых услуг, за исключением страхования и пенсионного обеспечения.

Затем сведения о будущем банке следует предоставить в главное территориальное управление (в каждом регионе своё). До тех пор, пока от этого ведомства предпринимателю не выдадут согласование, думать о получении лицензии рано.

Главное территориальное управление (ГТУ)  будет проверять наличие требуемого уставного капитала.

Размер уставного капитала должен составлять 300 млн руб.

После завершения проверки со стороны ГТУ, документы подаются в центральный банк, который весьма тщательно проверяет всё предоставленную информацию. Конечная инстанция-комитет банковского надзора, от него и будет зависеть открытие банка.

Базовый пакет документации для регистрации будет таким:

  • заявление;
  • бизнес план;
  • список учредителей;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • анкеты членов руководства (включая заместителей и главного бухгалтера);
  • протокол о проведении учредителями совместного собрания;
  • заключение аудитора о достоверности предоставленной финансовой отчётности;
  • разрешение ФАС.

Спектр банковских услуг

Главная стратегическая задача банка это стремление увеличить доходы, что можно сделать благодаря следующим способам:

  • привлечь больше клиентов;
  • предоставлять больше услуг;
  • масштабировать бизнес.

→Консультации. Работник банка обязан хорошо ориентироваться в том, что связано с инвестированием, ценными бумагами, налоговыми декларациями. Так же, например юрлицам может потребоваться информация о платёжеспособности контрагента или помощь в оценке маркетинговых инструментов.

→Управление финансовыми потоками. Инкассирование платежей, проведение выплат фирмам, инвестирование избыточных денег в ценные бумаги.

→Брокерские услуги.

→Кредитное страхование. Гарантии погашения кредита в случае тяжелой болезни или смерти клиента.

→Трастовые, лизинговые, факторинговые операции.

Банковское помещение и персонал

Помещение несёт в себе не только функцию по обслуживанию клиентов, но так же в нём проводятся кассовые операции и хранятся крупные суммы денег, что обязывает создание в банке надёжной системы безопасности. Следует уделить особое внимание внутреннему оформлению, что бы дизайн соответствовал корпоративному стилю. Важно помнить и про удобную планировку, а именно наличие клиентской зоны, бэк-офиса, кабинетов для сотрудников и руководителя. Купить мебель в кабинет руководителя можно на сайте firstfurniture.ru

К банкам предъявляют свои требования такие организации как Центробанк, Роспотребнадзор, МВД, пожарная инспекция. Проектирование и ремонт помещения нужно доверять только специалистам.

Организация должна состоять из ряда подразделений, отвечающих за конкретные направления:

Персонал банка

  • плановый отдел занимается контролем ликвидности и рентабильности, анализирует уровень платёжеспособности клиента, а так же отвечает за маркетинговую политику.
  • кредитный отдел разрабатывает кредитную стратегию.
  • ревизионный отдел осуществляет внешнее наблюдение и оценивает эффективность деятельности банка.
  • управление депозитами-прием и выдача вкладов, эмиссия и размещение ценных бумаг.
  • управление кредитами-краткосрочное и долгосрочное кредитование, лизинг, факторинг.
  • учётное управление-расчётный отдел и кассовые операции.

Сроки окупаемости банка

Большое значение играет платёжеспособность населения в городе. Окупаемость грамотно организованного банка наступает спустя 5-8 лет.

Несмотря на большое количество конкурентов, новые банковские учреждения могут успешно развиваться, если будут предоставлять широкий спектр услуг.