Как открыть аптеку

Как открыть аптекуАптечный бизнес подразумевает наличие лицензии, и это одно из главных его отличий от других видов предпринимательской деятельности. Существует два варианта: получить лицензию в процессе регистрации аптеки, либо купить фирму с лицензией фарм.

Процедура регистрации

Открыть аптеку можно по форме ИП, ООО, ОАО, ЗАО. Если предприниматель решит зарегистрировать бизнес на себя, то это возможно лишь при наличии у него диплома фармацевта или провизора. Что же касается ООО, ОАО и ЗАО, тут будет достаточно нанять управляющего специалиста с фармацевтическим образованием (ст. 52 ФЗ «Об обращении лек. средств»).

Аптечные учреждения подразделяют на три вида:

  • аптечный пункт;
  • магазин (киоск);
  • аптека.

Отличие будет в перечне продаваемых лекарств и ограничении некоторых функций. Наибольшими правами обладает аптека, а меньше всего прав у аптечного магазина. Например в киоске нельзя выдавать лекарства по рецептам. Вообще открыть аптечный пункт или магазин можно только после открытия самой аптеки, так как первые два вида торговых точек являются лишь структурными ответвлениями.
Подробно об этом написано в  приказе Минздравсоцразвития «Об утвержд. видов аптечных организаций».

Коды ОКВЭД подойдут следующие: (52.3), (52.31), (52.32), (52.33).

Помещение для аптеки

Требования к помещению содержаться в отраслевом стандарте.

В соответствии с нормативами, площадь помещения не должна быть меньше 75 м², из которых:

  • основной зал, зона для приёма покупателей, комната хранения-60 м²;
  • комната руководителя, персонала-13 м²;
  • санузел-2 м².

В зависимости от покупательской способности населения, а так же учитывая личные предпочтения предпринимателя и его финансовые возможности, аптеки условно можно поделить на два типа:

1) крупные, с большим количеством ассортимента, за прилавками несколько сотрудников, высокий уровень сервиса

2) маленькие, ассортимент не большой, минимальный перечень услуг, из преимуществ-низкие цены

Маленькую аптеку с низкими ценами лучше открыть в спальном районе, рядом с метро или в другом месте с хорошей проходимостью.

Оборудование

  • закрытые шкафы для лекарств(5-6 шт);
  • стеллажи открытого типа (5-6 шт);
  • стеклянные витрины(5-6 шт);
  • фармацевтические напольные холодильники (2 шт) и морозильник;
  • сейф-термостат 3-ого класса устойчивости для хранения наркотических и психотропных препаратов;
  • кассовый аппарат;
  • компьютер;
  • мебель (столы, стулья).

Стены и потолки должны быть из таких материалов, которые не боятся влажной уборки, моющих и дезинфицирующих средств. В помещении, кроме водоснабжения, электроснабжения и канализации, необходима вентиляция.

Комнаты, где будут храниться лекарства, нужно оснастить приборами для измерения влажности и температуры. Наркотические и отравляющие вещества должны храниться в специально отведённых местах.

Ещё один важный момент-наличие сигнализации (противопожарная, охранная, светозвуковая). Аптечное помещение должно быть отделено от всего остального.

Документы, необходимые для получения разрешения от Роспотребнадзора и пожарной инспекции

    • заявление;
    • удостоверение личности;
    • выписка из ЕГРН;
    • ИНН;
    • план БТИ;
    • договор аренды;
    • договор на стирку белья;
  • договор на вывоз мусора;
  • договор на дезинфекцию;
  • договор на прохождение сотрудниками медосмотра;
  • медицинские книжки персонала;
  • план производственного контроля (ППК);
  • результаты замеров освещённости и микроклимата.

В пожарную инспекцию следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • декларацию пожарной безопасности;
  • протокол по замерам изоляции проводов;
  • документы, подтверждающие наличие в помещении пожарной сигнализации и противопожарных средств.

Документы для получения лицензии

Лицензирование осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

  • заявление;
  • свидетельство о постановке на учёт в ФНС;
  • документ, подтверждающий внесение записи в единый государственный реестр юр. лиц;
  • договор аренды помещения;
  • сертификат специалиста;
  • документы, подтверждающие наличие образования у сотрудников, а так же трудовые книжки;
  • документы на оборудование;
  • заключения Госпотребнадзора и пожарной инспекции.

К сдаче принимают копии документов, заверенные у нотариуса. Лицензия выдаётся в течении полутора месяцев.

Ассортимент

Лекарства будут поставлять несколько дистрибьюторов. По причине недостатка финансов, не каждый начинающий предприниматель сможет заказывать крупные партии лекарственных средств, поэтому можно пробовать кооперироваться с другими аптеками, что бы делать оптовые закупки совместно на более выгодных условиях.

Так как государство устанавливает ограничение на цену лекарств, то рекомендуется пополнить ассортимент сопутствующими товарами. Это могут быть гигиенические средства, диетические продукты, пищевые добавки и витамины.

Сразу нужно приобрести специальную программу учёта товаров. Существуют уже готовые варианты, но можно заказать и уникальное решение. Тут важно понять, какие задачи должна выполнять программа: контролировать сроки годности, формировать финансовую статистику, создавать заказы для дистрибьюторов и т.д.

Что касается персонала, то все требования к нему определяются отраслевым стандартом. В аптеке должна быть уборщица, а бухгалтерию можно отдать на удалённую работу (аутсорсинг). Продавцов должно быть как минимум два, т.е. на две смены. Так же желательно взять на работу управляющего-провизора, который будет контролировать качество работы, формировать ассортимент, делать заказы поставщикам.

И так, открыть аптеку можно как с нуля, пройдя через процедуру регистрации и получения лицензии, и второй вариант- купить уже работающую фирму с фарм лицензией. Для кого-то второй вариант покажется более предпочтительным, так как позволяет сэкономить время и нервы.