Тендер является распространённой рыночной процедурой, направленной на то, что бы заказчик смог найти наиболее подходящее предложение со стороны потенциального исполнителя. Победа в тендерном мероприятии государственного уровня весьма почётна, поэтому компании прилагают множество усилий, что бы зарекомендовать себя в качестве лучшего поставщика услуг.
Отличие прямых продаж от корпоративных
Если в прямых продажах успех подрядчика обычно определяется субъективной оценкой заказчика, которая часто выражается лишь в психологическом факторе, то работа с корпоративным клиентом будет носить более проблематичный характер, так как в данном случае вам предстоит иметь дело с налаженной системой отбора.
Кто принимает решения. В роли корпоративного клиента выступает не одно лицо, а группа людей, представленных как тендерная комиссия. Отбор ведётся по более жёстким критериям, а эмоциональная составляющая практически не играет никакого значения.
Много формальных процедур. Попасть в список потенциальных поставщиков не просто, к тому же придётся заполнить массу документов. Если же компанию одобряют как потенциального исполнителя, то её будут часто приглашать участвовать в других тендерах.
Квалификационная анкета подаётся совместно с реквизитами фирмы-участника, учредительной документацией, рекомендательными характеристиками. Так же в обязанности входит подтверждение квалификации сотрудников и доказательства, что у компании накопился большой опыт. После заполняется форма коммерческого предложения, представляющая собой подробные таблицы.
Многолетняя практика проведения тендеров показывает, что слишком сильно заниженная стоимость услуг, заявленная поставщиком, часто приводит к исполнению работ в плохом качестве, длительным просрочкам, поэтому заказчики пытаются найти некую золотую середину между показателями цена-качество.
Победить в государственном тендере сегодня не так просто, потому что многие госзаказчики делают акцент на таком аспекте, как наличие уже выполненных заказов.
Как проводятся государственные тендеры
Участвовать в государственных тендерах могут лишь «белые» компании, т.е. с хорошей репутацией, не замеченные в махинациях и иных нарушениях закона. Разница в предлагаемых участниками ценах на услуги, как правило, не отличается больше чем на 5%.
Основные критерии отбора поставщика услуг выглядят примерно следующим образом:
- наличие официальных документов, тщательно проверяемых заказчиком;
- большой стаж работы;
- наличие в штате квалифицированного персонала;
- портфолио ранее выполненных проектов;
- отсутствие задолженности;
- прочное финансовое положение.
Ещё один важный момент-это обеспечение заявки на участие в тендере. Сумма составляет 5% от всего контракта, и такие деньги есть не у каждого. Часто прибегают к тендерному кредиту (оставить заявку на получение тендерного кредита можно на сайте zelo-group.ru).
Последовательность шагов участия в государственном тендере
Процедура участия состоит из шести этапов.
Шаг 1: Регистрация компании на сайте. Информация об электронных площадках и условиях проведения тендеров находится по адресу zakupki.gov.ru
Шаг 2: Выбор типа тендера. Различают открытый и закрытый тендер. На открытых мероприятиях большая конкуренция, но и суммы контрактов так же не маленькие.
Шаг 3: Оценка условий участия в выбранных тендерах. После предварительного выбора нужно понять, каковы шансы вашей компании участвовать в тендерах. Для этого проводим анализ данных:
- рейтинг заказчика «глазами» популярных СМИ;
- изучение брифа (технического задания), который включает: описание заказчика, задачи тендера, требования к участникам, подробную информацию о сотрудничестве в случае победы;
- условия по сумме обеспечения заявки;
- такие критерии как цена за выполненный проект, а так же сроки реализации и возможность привлечения субподрядчиков.
Предположим, что к заказчику есть определённое доверие, заявленный бриф понятен и ваша компания соответствует критериям отбора, то следующий этап это подготовка документации на участие.
Шаг 4: Подготовка документов.
Минимальный перечень:
- заверенная руководителем компании заявка на участие;
- выписка ЕГРЮЛ (давность не более 2-х недель);
- учредительные документы;
- ИНН, заверенное нотариусом;
- нотариально заверенное свидетельство регистрации юрлица;
- если деятельность компании предусматривает лицензирование, то необходимо предоставить лицензии;
- протокол ответственных лиц;
- заявление с информацией об опыте работы копании;
- справка об отсутствии долгов, взятая из органов налоговой службы;
- отчётная документация по прибылям и убыткам, а так же копии баланса с отметками налоговой (за три последних периода);
- подтверждение обеспечения заявки на участие или банковская гарантия;
- опись всех документов.
Шаг 5: Презентация. Если на вашу компанию обратили внимание, то следующим этапом будет презентация. Данный шаг очень ответственный и является крайне важным, потому что именно здесь будет определятся судьба тендера. Обязательно прилагайте графическую информацию и видео материалы, что бы заказчик не додумывал что-то из головы, а наглядно всё видел.
Шаг 6: Итоги. После презентации всеми участниками своих услуг, заказчиком формируется таблица рейтингов, где по баллам распределяются места. Если ваша компания не смогла победить, то не нужно отчаиваться, потому что заказчик и так обратил на вас внимание, и возможно в следующий раз выбраны будите именно вы.