Деньги в эпоху феодализма

Деньги в эпоху феодализмаФеодализм — это социально-экономическая система, которая существовала в Европе в период средневековья (приблизительно V–XII столетия). Главными особенностями экономической жизни той эпохи были натуральное хозяйство, монопольное право феодалов на владение земельной собственностью, продажа и покупка излишков продукции.

Чётко определялись правила, нормы поведения и обязательства субъектов экономической деятельности. Раннее средневековье, разрабатывая кодекс поведения человека, старается учесть всяческие жизненные коллизии.

Не игнорируется и вечное разногласие между любовным чувством и стремлением к деньгам и даётся почти универсальный ответ, включённый в систему необходимых норм для всякого обучения: «Лучше уж деньги любить, чем любить приятную внешность. Кто благородный и чистый, ни к какой красоте не стремится».

Как вложить деньги в золото

Об умении пользоваться деньгами размышляет Василий Великий. Он сопоставляет любовь к богатству с телесными удовольствиями и призывает тренировать «духовный глаз», что ведёт к благодати.

В произведениях Иоанна Златоуста проводится мысль о тщетности славы человеческой, основанной на страсти к золоту и серебру. Писатель-проповедник развивает евангельский сюжет спора между праведником и тем, кто ошибается. В обращении к родителям он призывает воспитывать любимых потомков, чтобы те были «более богатыми добропорядочностью, мудростью и добыванием блага», а не золотом и серебром.

Вместе с тем философско-теологические тексты средневековья, интерпретируя Евангелие, допускают возможность нарушения общественной иерархии: честность может сочетаться с богатством. Это выражало иллюзию создания практического образа «честного богатства» и вместе с тем вознаграждало и стимулировало стремление бедности идти путём высшей мудрости.

Противоречивость подобной концепции постоянно демонстрируется в течение всех средних веков, ориентированных светской культурой на роскошь существования, но прикрытую лицемерным уважением «честной бедности». Идеал монаха столкнулся с повседневностью, которая желает обставить себя по возможности красиво и недёшево, так, как позволяют вкус и средства.

В эпоху средневековья важным лицом становится купец, торговец. Он является фигурой сложной и противоречивой, поскольку должен быть воинствующим, отстаивать с оружием свои интересы; он скуп и чётко стремится к выгоде; он любознателен — дальние дороги накладывают отпечаток на его мировоззрение. Отвага и хитрость, как два начала его натуры, почти уравнивают купца с идеалом странствующего рыцаря (если бы не различие целей странствия). Деньги становятся основной идеей его социального и культурного функционирования.

В испанской «Песне о моем Сиде» тема денег связывается с условием объединения земель и реконкистой. Для решения национальных задач герой идёт даже на подлог. На восстановление доброго имени и на борьбу с врагами веры Христовой необходимы деньги, которые можно достать лишь у ростовщика. За добытое золото и серебро герой благодарит Бога и Деву Марию.

Тем самым тема денег, их необходимость становится богоугодным делом, неотъемлемым от смысла жизни. И последующие литературные произведения с денежными сюжетами будут выстроены по определенным параметрам: благородное дело обмануть иноверцев, если того требует государственная или личная необходимость; деньги, которые лежат мёртвым багажом, нужно превратить в оружие против врагов. Вопрос нравственности в этом случае снимается просьбой и последующей благодарностью Всевышнему за успешно осуществлённое дело.

Конечно, поборники чистоты христовой веры — монахи и монашеские ордена — не одобряли подобные поступки, поскольку деньги были объявлены дьявольским изобретением. Идеал евангельской бедности противопоставляется духу наживы и корыстолюбия.

С бескомпромиссной категоричностью осуждаются формы приумножения капитала — спекуляция и получение процентов. Ведь во времена классического средневековья экономическая мысль Западноевропейских государств развивалась под влиянием христианства, его уже упроченного канонического права.

Выдающийся мыслитель раннего средневековья Августин Блаженный подходил к экономическим проблемам с позиций религиозно-этических принципов. С большим уважением относясь к работе ремесленников и земледельцев, он был категорически против ведения торговли и занятия ростовщичеством, делая ударение на греховность накопления золота и серебра нетрудовыми методами. Также он резко критиковал и осуждал эгоистические стремления к обогащению.