Конкуренция. Виды конкуренции в предпринимательской деятельности.

Конкуренция в предпринимательской деятельностиКонкуренция это одна из главных основ функционирования современной экономики, является эффективным средством состязания хозяйствующих субъектов на рынке.Конкуренция присуща абсолютно всем сферам и видам  человеческой деятельности. Конкуренция оздоравливает предпринимательскую среду, избирает хозяйствующих субъектов, которые способны оперативно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям рынка и вытесняет тех, кто не способен выдерживать испытания конкуренции.

В какой-то степени конкуренция является синонимом «независимости потребителя», так как обеспечивает широкий круг ассортимента отличающегося по своим функциональным характеристикам, цене и качеству от различных производителей, и позволяют выбрать покупателю именно то, что ему действительно нужно.

Виды конкуренции 

Добросовестная и недобросовестная конкуренция в бизнесе.

Добросовестная конкуренция осуществляется на рынке с полным соблюдением действующего законодательства и этических норм.
К недобросовестной относят ту конкуренцию, где состязание хозяйствующих субъектов происходит с нарушением действующего законодательств.

Недобросовестная конкуренция подразделяется на две подгруппы.

Первая подгруппа характеризуется неэтичной деятельностью одних участников рынка(бизнесменов) с нарушением законодательства по очернению имиджа других предпринимателей. В эту группу можно отнести такие действия как: распространение неточных или ложных сведений о конкуренте; реклама товара, который не отвечает требованиям качества; некорректное сравнение товаров.

Вторая подгруппа включает в себя такие способы конкурентной борьбы, которые связаны с нарушением общепринятых норм и правил конкуренции (экономический шпионаж; нарушение качества, стандартов при производстве продукции, демпинг и др.).

Ценовая и неценовая конкуренция.

Каждый продавец стремится, чтобы покупали его товар, и он вынужден искать приемлемую для себя и своего покупателя цену. Одновременно продавец вынужден идти на уменьшение цен и параллельно стремиться к повышению качества своих товаров. Именно это является предпосылкой для экономического, научного, технического и общественного прогресса. Часто случается так, что при снижении цены, страдает качество продукции и здесь конкуренция играет решающую роль, она вытесняет таких продавцов с предпринимательской арены.

При неценовой конкуренции производитель старается улучшить качество производимого товара, так чтобы цена оставалась на прежнем уровне. Неценовую конкуренцию характеризуют такие показатели как, качество, ассортимент, и количество товара.

Эффективная конкуренция.

Экономист Й. Шумпетер полагал, что эффективная конкуренция имеет место в тех условиях, где беспрерывный поток инноваций обеспечивает получение прибыли и трансформирует стратегическую ситуацию.Конкуренция

Действенная конкуренция.

Действенная конкуренция основывается на том, что совершенная конкуренция является не более чем абстрактным идеалом. В современных рыночных условиях совершенная конкуренция неприменима, так как не способна создать для производителя и продавца необходимый уровень конкурентоспособности и прибыли производимого товара. Совершенная конкуренция в современном рыночном секторе не способна диктовать условия для эффективной политики конкуренции.

Все указанные виды конкуренций говорят о том, что она присутствует везде, где происходит столкновение различных интересов, борьба за те или иные блага. Отдельного внимания заслуживает конкуренция в предпринимательской сфере, поскольку она предполагает реализацию прав потребителей, например, потребители вправе выбирать наиболее подходящие им товары. Конкуренция оказывает существенное влияние на стимулирование деятельности хозяйственных единиц.

Конкуренция является эффективным средством соревнования на рынке, так как заставляет бороться за увеличение прибыли посредством использования новых форм и методов производства, способствующих улучшению качества товара и уравнению спроса и предложения.

Читайте так же: