Франчайзинг в России. Перспективы развития.

Франчайзинг в России. Перспективы развития.Современная Россия открыла для себя систему франчайзинга только в 90-х годах, в то время, как в США история франчайзинга насчитывает не один век. Специалисты считают, что за франчайзингом – будущее, поскольку он является объединяющим звеном для малого и крупного предпринимательства, а также стимулирует развитие малого и среднего бизнеса.
Франчайзинг позволяет быстро развивать отрасли массового потребления благодаря внедрению готовых и проверенных бизнес-систем и поддержке начинающего предпринимателя более опытным.

Объем капитала франчайзинга в России насчитывает около 5 млрд. руб., при этом он составляет всего 1% от внутреннего валового продукта, но этот показатель неуклонно растет. Россия является лидером по числу франчайзинговых стартапов, при этом постоянно появляются новые предложения на рынке франшиз.

Если вы задумываетесь над открытием бизнеса, то франшиза является не самым плохим вариантом. Великое начинается с малого, главное сделать шаг, а дорога появится сама. Для большего стимула рекомендуем посмотреть рейтинг самых успешных бизнесменов России (обратите внимание на Вячеслава Моше Кантора, которому удалось за 6 лет подняться на 30 позиций вверх).

Франчайзинг в России

С целью развития системы франчайзинга на территории Российской Федерации был создан «Лайф Франчайзинг» — фонд, осуществляющий инвестирование франчайзинговых проектов, отобранных в соответствии с собственной экспертной оценкой. Благодаря фонду начинающий франчайзи может получить до 90% суммы, требующейся на приобретение франшизы. Данная сумма выдается на 5 лет, в течение которых франчайзи должен выкупить у фонда его долю франшизы. В течение этого времени фонд осуществляет консультирование и поддержку начинающего предпринимателя, а по истечении 5 лет покидает проект.

Увы, все не так гладко, как должно быть. Сфера отношений франчайзер – франчайзи не достаточно емко регламентируется российским законодательством. Если быть точнее, то столь широкому в правовом смысле вопросу посвящена всего одна глава Гражданского кодекса, которая называется «Договор коммерческой концессии». Данная формулировка и содержание главы показывают некоторое несоответствие понятия «франчайзинг» в российской и международной практике, проще говоря, для российского законодателя франшиза – еще одна разновидность гражданско-правового договора. Неплохо было бы внести некоторые изменения в Гражданский и Налоговый кодексы, а также издать федеральный закон, регламентирующий положение франчайзинга на территории Российской Федерации.Франчайзинг в России. Перспективы развития.

Еще одной проблемой франчайзинга является то, что о рынке франшиз практически невозможно получить официальные данные – их никто не ведет. Причиной этому является, опять же, то, что франчайзинг не выделяют в отдельные правоотношения, приравнивая к гражданско-правовому договору. Разрозненная информация о франчайзинговых предложениях периодически появляется в свободном доступе интернет-каталогов, однако за ее правдивость никто отвечать не может, часто она является простым маркетинговым ходом, который должен привлечь к франчайзеру новых франчайзи.

Проблем существованию и развитию франчайзинга добавляет закрытость франчайзеров – их коммерческие предложения по покупке франшизы зачастую похожи на рекламу, из которой нельзя получить более-менее полезную для сотрудничества информацию.

Не смотря на перечисленные проблемы, российский франчайзинг имеет место быть и покоряет все новые сферы. Вполне вероятно, что в скором будущем появятся франшизы в сфере ЖКХ, — такая инновация была предложена на Московском международном франчайзинговом форуме. Российская ассоциация франчайзинга выдвигает тезисы, обосновывающие необходимость государственной поддержки в области франчайзинговых отношений. Данная поддержка подразумевает как субсидирование, так и внедрение законодательных доработок, а также иные меры поддержки данной, весьма перспективной, отрасли экономики.

Читайте так же: